«По окончании челябинского института искусств мы с супругой задумались, чем будем заниматься в жизни, искали себя в частной сфере — работали в студиях мастер-классов, пытались открыть свою студию. Но тут узнали о программе «Земский работник культуры» и решили попробовать, долго выбирали село, в которое приедем. В итоге остановились на Октябрьском районе и уже целый год — замечательный год — провели в занятиях с ребятами», — рассказывает молодой педагог детской школы искусств Михаил Дьяков.
Отделение создали под молодых педагогов
Сегодня Михаил и Злата (обоим немного за 20 лет) параллельно ведут занятия в соседних кабинетах: она преподает керамику и гончарное искусство, он — скульптуру. Отделение декоративно-прикладного искусства открыли в местной ДШИ с появлением талантливых педагогов.
— Чем вас, молодых челябинцев, привлек именно Октябрьский район? — спрашиваем мы.
— Здесь отделение создавалось с нуля, и мы чувствовали очень большую поддержку со стороны района, подкупало, что нам во всем шли навстречу, — говорит Михаил.
— В Октябрьском районе нам дали возможность преподавать то, что нам нравится. В других школах предлагали вакансии, которые подразумевали, к примеру, преподавание живописи плюс лепку. Но нам, конечно, интересно заниматься тем, чем мы можем. Таких отделений, какое пытаемся делать мы, немного, — добавляет Злата.
Впрочем, в том, чтобы начать с нуля, иногда есть и свои нюансы. Так, на первых порах молодым педагогам пришлось использовать на уроках собственное оборудование, например печь для обжига глины. Но скоро в школе искусств появится новая печь, современная. В этом преподавателей заверил председатель Законодательного собрания Челябинской области Олег Гербер, на днях посетивший село Октябрьское во время визита в свой округ.
На занятия ходят и дети, и их родители
Сначала в группы набирали только детей, причем желающие были из разных сел. Но вскоре о новом направлении узнали и взрослые жители района. Бывали случаи, когда ребенок раздумывал заниматься, а его родители, наоборот, сами проявляли интерес к декоративно-прикладному искусству и теперь ходят на занятия.
— Стараемся работать в индивидуальной манере, могу к каждому подойти, что-то объяснить, показать, — отмечает Михаил. — За прошедший год успели сделать несколько крупных работ, дети набираются опыта, понимают, что за материал глина, как с ней работать, поскольку, в отличие от пластилина, она переходит в другое состояние, обжигается, становясь керамикой, преимущество которой в том, что она может долго сохраняться. Вот Злата Станиславовна, например, в детстве ходила на кружок керамики, и до сих пор у нее дома хранятся ее работы.
— Желающих заниматься достаточно. Свободных мест осталось совсем мало. Хотя у Михаила Александровича набор еще открыт. Но нам же нужны «качественные» желающие, — обращает внимание Злата. — Поэтому лучше пусть будет немного людей, но таких, которые действительно этим горят, ходят постоянно, реализуют смелые проекты. Такие ученики у нас есть, и это очень приятно.
Особый интерес у юных воспитанников вызывает гончарное искусство, правда, им можно заниматься только с пятого класса — в этом деле нужна незаурядная усидчивость.
— Если лепка вручную — это больше творчество, то здесь — ремесло, — поясняет Злата. — Много правил, которые маленькие дети еще не могут усвоить. Месяц занятий на гончарном круге прошел, и у ребят уже есть первые успехи.
— Для нас ценно, что к нам ходят и взрослые, на вечерние занятия. Мы понимаем, как им сложно выделить свободное время, тем более у многих свое хозяйство, да и с семьей хочется побыть, — соглашается Михаил.
Этот поступок вдохновил многих
— Как вы нашли друг друга? — интересуемся мы у молодой пары.
— Учились вместе в институте.
— А в жизни друг к другу тоже обращаетесь по имени-отчеству?
— Приходится, — улыбается Злата, но затем добавляет уже серьезно, что на работе должна быть субординация, перед детьми особенно это важно.
Преподаватель бережно достает из кармана фигурку, похожую по форме на половинку сердца:
— Вчера один из воспитанников подарил, сделал своими руками, узнав, что мы муж и жена. Вторая половинка — у Михаила Александровича. В отдельных карманах мы храним обручальные кольца, чтобы не мешали при работе, и теперь к ним добавятся эти фигурки.
— Хочется спросить у главы семьи: как привыкали к новой обстановке? На что потратили по миллиону рублей, которые получили по программе «Земский работник культуры»?
— На собственные средства мы приобрели здесь недорогую квартиру, делаем в ней ремонт, чтобы переехать, а пока снимаем жилье. На деньги по программе купили машину. Вообще, когда на новое место переезжаешь, то одно нужно, то другое, так всегда бывает в первое время, — отвечает Михаил.
— У меня родители живут рядом с Долгодеревенским, все лето у них проводим, так что к сельской местности не привыкать. А в чем разница? В том, что здесь нет торговых центров? Они и тут встречаются, — смеется Злата.
— Ваши бывшие однокурсники знают, какое, скажем так, смелое решение вы приняли?
— Многих знакомых вдохновил наш поступок. Даже один производитель глины с большим воодушевлением воспринял наш шаг, потому что популяризировать нашу профессию — это очень важно.
— Планируете ли по истечении пяти лет, которые подразумевают условия программы, остаться в Октябрьском районе?
— Это хороший вопрос, но пока мы так далеко не заглядываем, — признается Михаил. — Нам нужно отработать еще четыре года, и мы будем работать. Если все будет так же чудесно, как и теперь, настолько, что нам и не захочется работать в другом месте, будет ли смысл уезжать?
Пригодятся ли в жизни гончарное искусство и лепка?
«Губерния» спросила у молодых педагогов, будут ли для их воспитанников полезны такие навыки в жизни, где они могут пригодиться.
По словам Златы Черневич, в дальнейшем ребята могут получить среднее специальное или высшее образование. В том же Челябинске есть несколько профильных образовательных учреждений.
— Можно стать скульптором, керамистом, можно работать на фабрике, где производят сантехнические изделия из глины по особой технологии, — говорит педагог.
— Есть ли среди ваших ребят таланты? Что вообще значит талант в этом деле?
— Я сама 11 лет ходила в кружок, не могу сказать, что была лучшей ученицей или у меня были серьезные успехи. Но я одна из немногих, кто продолжил этим заниматься в жизни, после окончания института, сделал увлечение своей профессией. Это скорее не про талант, а про то, что нужно 10 тысяч часов полепить, и тогда добьешься успеха.
Закон «О единовременной выплате работникам культуры» реализуется в Челябинской области с 1 января 2022 года. Инициатором региональной программы, получившей название «Земский работник культуры», стал губернатор Алексей Текслер. Право на получение единовременной выплаты в 1 000 000 рублей имеют граждане РФ с профильным образованием в сфере культуры, прибывшие в сельские населенные пункты либо города с населением до 50 000 человек, принятые на должность преподавателя либо концертмейстера в муниципальные детские школы искусств.
Цифра
34 специалиста заключили договоры о предоставлении единовременной выплаты по программе «Земский работник культуры» в 2022 году.
Поделиться
поделиться:
Музыканты, обученные знаменитым дирижером, играли самостоятельно и без запинки на сцене Концертного зала имени Смирнова в Челябинском государственном институте культуры. В этом учебном заведении Адик Абдурхманов прошел большой путь от преподавателя до заведующего кафедрой оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов.
Министр сельского хозяйства Челябинской области Алексей Кобылин рассказал «Губернии» , как на аграрный сектор влияют капризы погоды. Он отметил, что заморозки не успели навредить нашим посевам, так как они еще не успели взойти. В целом из-за майских холодов посевная сдвинется до середины июня, также на более поздний срок перенесли посадку картофеля, но для нашего края все это некритично.
Новый тип крахмала можно применять для производства продуктов профилактического и диабетического питания — он обладает противовоспалительными и иммуномодулирующими свойствами. Поскольку в организме он растворяется не полностью, то не повышает уровень глюкозы в крови, в отличие от необработанного крахмала.