Пятница, 31 Мая 2024

Меньше ездишь — больше учишь: южноуральские автошколы не довольны предлагаемой программой обучения будущих водителей

27.07.2023 Корреспондент: Ирина Яббарова Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

В России решили изменить программу обучения в автошколах. В Челябинской области ГИБДД предпочла воздержаться от оценок обсуждаемых новшеств, но автошколы своего недовольства не скрывают. Они уже активно анализируют, к чему может привести сокращение количества обязательных часов обучения и самостоятельное изучение важных тем. Как это может отразиться на качестве подготовки будущих водителей и аварийности на дорогах, попыталась разобраться «Губерния».

Министерство просвещения Российской Федерации пересмотрело программу обучения будущих водителей. Ведомство считает необходимым сократить количество обязательных часов на обучение вождению легковых автомобилей. Сейчас отработке практических навыков в автошколе уделяется 54–56 часов, а предлагается оставить всего 44–46 часов в зависимости от коробки передач (механической или автомата).

Еще одно новшество — вариативный модуль обучения. При этом ведомство не поясняет, что именно под этим подразумевает. Также предлагается до 30 процентов времени обучения оставить на самостоятельное изучение различных тем. Предполагается, что будущие водители сами могут разобраться с тем, как влияет на управление автомобилем скорость, а также употребление лекарств и алкоголя.

Кстати, до 2013 года такая самостоятельная работа также действовала, однако из-за большой аварийности на российских дорогах ее тогда отменили, и будущие водители стали изучать эти тонкости под чутким контролем преподавателя.

Число погибших в ДТП с участием начинающих водителей выросло вполовину

Полиция_ДПС_Полицейсский машины_спецоперация_фото Куткина (24).jpg

В Управлении ГИБДД Челябинской области от оценки предлагаемых новшеств воздержались, но на статистику аварий, которые произошли по вине водителей-новичков, внимание обратили.

За последние полгода в Челябинской области по вине начинающих водителей зарегистрировано 111 аварий, в которых 144 человека были ранены и шесть человек погибло.

— По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечается рост всех трех основных показателей аварийности: автомобильных аварий по вине начинающих водителей — на 5,71 процента, количества погибших — на 50 процентов, количества раненых в таких ДТП выросло на 0,7 процента, — рассказала «Губернии» сотрудник отдела пропаганды областной Госавтоинспекции Ирина Аркадьева.

О качестве подготовки будущих водителей в автошколах региона говорит и статистика по сдаче экзаменов в ГИБДД. За шесть месяцев этого года инспекторы Госавтоинспекции приняли 91 382 экзамена (за прошлые полгода на экзамен в ГИБДД вышли 91 108 кандидатов в водители). Сдать получилось у 39 296 человек. Для сравнения: с января по июнь 2022-го успешно экзамен сдали 40 214 человек. Сократилось в этом году и количество тех, кто смог сдать его с первого раза. Заветные корочки законных автомобилистов смогли получить без пересдачи 21 923 человека. За прошлые полгода с первого раза экзамен в ГИБДД сдали 23 206 кандидатов в водители.

Программа сырая и требует доработки

Представители автошкол убеждены: если предлагаемые изменения вступят в силу, аварийность на дорогах поползет вверх, а опытных водителей будет бросать в дрожь от встречи с новичками на дорогах.

DSC09413.jpg

По словам представителя одной из челябинских автошкол Елены Полениной, проект приказа, с которым она уже ознакомилась, показался ей сырым. Эксперт уверена, что программа требует серьезной доработки, и прежде всего это касается часов, которые отводятся под практические занятия.

— Мы уже 20 лет обучаем водителей и убеждены: 56 часов — это минимальный порог для подготовки учащихся, — рассказала «Губернии» Елена Поленина. — В среднем обучающийся только к 25-му занятию, то есть к 50-му часу, начинает осваивать все элементы вождения на автодроме и в городе. Остальное время ему необходимо, чтобы автоматизировать навыки. И как по новой программе всего за 22 часа — а это 11 занятий — научить будущего водителя безаварийному управлению автомобилем в городе-миллионнике, непонятно. Вывод лежит на поверхности — в стране резко увеличится аварийность среди начинающих водителей.

InkedDSC02561_LI.jpg

Безусловно, учащиеся, которые поймут, что им недостаточно отведенных обязательных часов, будут брать дополнительные занятия, а это станет причиной увеличения стоимости обучения. Те, кто будет экономить, вряд ли смогут с первого раза сдать внутренние экзамены и экзамены в ГИБДД.

— В нашей автошколе итоговый аттестационный экзамен проходит по той же схеме, что и в ГИБДД, — добавила Елена Поленина. — Мы не преследуем цели заставлять человека нервничать или тратить деньги на пересдачу и дополнительные занятия, ведь это все репутационные риски, просто нам важно понимать, что наш выпускник умеет управлять автомобилем, готов доказать это успешной сдачей экзаменов. Ведь получается, что ответственность за подготовку водителей лежит на автошколе.

Вариативный компонент есть, а его объяснения — нет

Непонятен автошколам и пункт о вариативном компоненте. Объяснения в программе, что под этим подразумевается, нет, зато одной строчкой указано: «Вариативный модуль — +40 часов».

3Q1A0786 Куткин.jpg

— Что это такое, какие темы он предполагает, это должна быть практика или теория — внятных комментариев по этому поводу, увы, нет, — озвучила недовольство представитель автошколы. — Если мы правильно поняли, речь идет о географических и климатических особенностях. Но как, например, учить езде на автомобиле в условиях гололеда летом? Или как обучать вождению в горной местности в условиях города? Есть риск, что автошколы вынуждены будут использовать эти 40 часов вариативного обучения для недостающих часов вождения.

Важные темы нельзя пускать на самотек

Много замечаний у автошкол и к выбранным для самостоятельного обучения темам. По мнению представителей учебных центров, изучать самостоятельно можно лишь те темы, которые носят ознакомительный или информационный характер, а то, что предполагает воспитательный эффект, ни в коем случае нельзя пускать на самотек. Аналогичное недовольство у автошкол вызывает и изучение тем об оказании первой медицинской помощи.

Inked3Q1A0693 Куткин_LI.jpg

— Влияние скорости, употребления алкоголя, психотропных веществ или лекарств на управление автомобилем — крайне важные темы, которые предполагают эмоциональный и воспитательный компоненты, — убеждена Елена Поленина. — Все понимают, что садиться за руль в нетрезвом виде нельзя. Можно прочитать об этом самостоятельно, но книжка не даст то, что может дать квалифицированный преподаватель, который грамотно и аргументированно объяснит, что употреблять алкоголь за рулем нельзя, потому что снижается скорость реакции, притупляется внимание, на примерах покажет, насколько изменяются реакции человека под воздействием алкоголя. А что касается оказания первой медицинской помощи, то здесь вообще, на мой взгляд, абсурдно учиться самостоятельно. Как можно научиться самому извлекать инородное тело из дыхательных путей человека да еще узкоспециализированно у ребенка, у беременной женщины и у тучного человека?

Добавим, на предлагаемые Минпросвещением России новшества обрушилось много критики, а потому ведомство на днях пообещало проанализировать все замечания и по возможности пересмотреть предложенную программу.

«Водителю нужно постоянно говорить, что алкоголь и лекарства за рулем — враги»

Своим мнением с «Губернией» по поводу новой программы обучения водителей поделились и южноуральские автомобилисты.

Начинающий водитель Евгения, у которой стаж вождения — не больше двух месяцев, призналась: даже тех 50 обязательных часов, которые есть сейчас, ей было мало. Пришлось доплачивать за дополнительные занятия.

— Мне кажется, наоборот количество часов на вождение нужно увеличить, — считает Евгения. — Что касается самостоятельного изучения, лучше, чтобы все темы с примерами о скорости или влиянии алкоголя на реакцию водителя объяснял преподаватель. Так будет нагляднее. А самостоятельно можно повторять пройденный на теоретических занятиях материал.

Inkedphoto_2023-07-26_20-04-03_LI.jpg

Автомобилист Антон Ефимов, стаж вождения которого — 22 года, убежден, что обучение в автошколах должно быть универсальным.

— Ведь в наше время люди очень мобильные: сегодня живут в одном регионе, а завтра могут переехать или отправиться в путешествие на машине, — отметил молодой человек. — Поэтому обучение с учетом географических особенностей регионов просто бессмысленно. А вот темы, которые касаются скорости автомобиля, употребления лекарств, алкоголя, обязательно нужно обсуждать с преподавателем. Будущим водителям нужно постоянно говорить, что алкоголь и лекарства за рулем — враги.

Негативную оценку снижения количества часов вождения озвучила челябинка Оксана. Девушка уже семь лет водит автомобиль и убеждена: чем больше практики, тем увереннее человек будет чувствовать себя за рулем.

— На мой взгляд, сокращение количества часов на практику в автошколах — плохая идея. Именно практические занятия очень важны для начинающих водителей. Я ни разу не встречала лихачей-новичков, наоборот, как правило, они в силу своей неопытности очень медлительные, потому что не уверены в себе, — отметила Оксана. — А что касается тем для самостоятельного обучения, то, скажем, тормозной путь автомобиля на разных скоростях будет разным, и сделать правильные выводы относительно этого человеку, который только учится, самому почти нереально. Это важная тема, ее нужно прорабатывать с преподавателем. А затем отработать на автодроме.

Девушка на авто_фото Куткина.jpg

В том, что теоретическая часть обучения водителей — важная составляющая, убеждена Екатерина Валеева, у которой стаж вождения — девять лет. И темы влияния скорости, лекарств или алкоголя на управление автомобилем будут понятнее, если об этом расскажет квалифицированный преподаватель.

— Переводить это в разряд самостоятельного изучения чревато последствиями, — убеждена девушка. — Как и сокращение часов на вождение. Мне кажется, наоборот нужно увеличивать часы на практические занятия в условиях города. Все мои знакомые, которые недавно учились в автошколе, признались, что им не хватило отведенных часов для выработки реакции, навыков и уверенности, поэтому брали дополнительные занятия. 


Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
19:03 Социальная политика предприятий Челябинской области меняет регион и жизни людей

Этим летом некоторые южноуральцы смогут отдохнуть во время отпуска за счет работодателя. Например, завод «Карабашмедь» оплачивает работникам десятидневное проживание в курортном комплексе около Сочи, питание и лечебные процедуры. А челябинский завод «ОМК Трубодеталь» в 2024 году отправит на отдых около 150 сотрудников и их детей, оплатив от 40 до 100 процентов стоимости путевок в зависимости от места отдыха.

17:50 За 30 лет работы южноуральский парламент принял больше четырех тысяч законов

Поздравляя Законодательное собрание Челябинской области с юбилеем, губернатор Алексей Текслер отметил заслуги депутатов в оперативном принятии решений для поддержки участников СВО и их семей, поблагодарил за поддержку своих инициатив. «И каждый региональный акт был принят в интересах региона, в интересах  южноуральцев – этого требовали социальные задачи и ситуация в экономике», — добавил Алексей Текслер.

17:43 Два южноуральских школьника могут отправиться на Северный полюс

Ученица троицкой школы №10 Анастасия Юмагужина и школьник из челябинского лицея №31 Глеб Трофимов вышли в финал научно-просветительского проекта «Ледокол знаний 2024». Теперь ребятам предстоит защищать честь Уральского федерального округа на итоговом этапе проекта. Он пройдет в формате интеллектуальной командной игры в июне этого года.

Возврат к списку