Подготовка первоклассника к школе ‒ это не только покупка учебников и тетрадей. Это еще и моральная подготовка ребенка к смене обстановки и деятельности. «Губерния» пообщалась с педагогом-психологом Челябинского областного центра диагностики и консультирования Евгенией Ситкиной и узнала, как родители могут помочь своим детям безболезненно пережить нелегкий период адаптации к школе.
С чего начать
До учебного года осталось совсем чуть-чуть, и сейчас не стоит перегружать ребенка подготовкой к школе как к учебному процессу. Родителям лучше сконцентрироваться на формировании режима дня не только первоклассника, но и собственного. Начать вводить режим нужно уже сейчас, чтобы с этим не возникло проблем непосредственно во время начала учебы.
‒ Важно обсудить график с ребенком, чтобы в нем было место не только учебе, но и играм, общению. Можно составить календари дня и недели, чтобы ребенок в наглядной форме увидел, что его ждет, ‒ рассказала Евгения Ситкина.
Большая часть детей до школы посещала детские сады или подготовительные занятия в школах, где они могли научиться строить прочную коммуникацию. В таком случае, родители могут объяснить, что ждет ребенка в школе, приведя в пример уже имеющийся опыт. Если же такого опыта не было, то важно продемонстрировать все наглядно. С помощью игрушек можно «воссоздать» атмосферу класса: как дети сидят за партами, что говорит учитель. И не стоит забывать, что процесс адаптации зависит о того, насколько спокойно ребенку дома. На этот период необходимо обеспечить стабильные отношения, которые ранее сложились в семье.
Если ребенок застенчивый, в момент первой встречи с классом и учителем, родитель может познакомиться с несколькими одноклассниками и представить их своему чаду. Это покажет, как нужно проявлять инициативу в общении. Также нужно быть готовым к тому, что период адаптации может длиться от двух недель до полугода.
Акцент не на оценках, а на школьной жизни
На начальных этапах адаптации родители должны фиксировать свое внимание не на оценках, а на результатах и процессе обучения. Это поможет ребенку ощутить, что он личность, а не просто винтик в школьной системе.
‒ Многие родители переживают, усвоил ли первоклассник буквы, читает или не читает, успевает ли за всем классом. Нужно сконцентрироваться не на этом, а на том, что происходит в его жизни, ‒ отметила Евгения Ситкина. ‒ Можно каждый вечер задавать одни и те же вопросы: что запомнилось больше всего, что понравилось или не понравилось в школе. Так ребенок поймет, что школьная жизнь занимает важное место в жизни семьи.
Поддерживайте постоянный контакт с учителем
Трудности, которые могут возникнуть в первое время учебы, зависят от индивидуальных особенностей ребенка, темпа его деятельности и силы нервной системы. Но не все может заметить родитель, так как он видит своего ребенка постоянно и может что-то упускать. Учитель же сразу выявит, если у ребенка возникают препятствия, поэтому с педагогом должна быть постоянная связь.
‒ Спрашивайте, что у ребенка получается и чем помочь, если что-то не выходит. Трудности в обучении могут быть связаны с кризисными моментами, ситуациями, которые беспокоят ребенка, это могут быть не только переезд или размолвка родителей, но и то, на что взрослые не так обращают внимание, например, расставание с близкими друзьями. Это может затормозить процесс адаптации. В таком случае лучше обратиться к школьному психологу, ‒ посоветовала Евгения Ситкина.
Ребенку больше интересны гаджеты, а не учеба, что делать?
Сегодня детей достаточно сложно заинтересовать уроками, так как они имеют широкий доступ к разной информации в интернете, играм и видеороликам. Это для них, естественно, интересней, чем обучение. И тут снова поможет акцент не на полученных знаниях, а на действиях. Если родитель постоянно интересуется, что именно первоклассник научился делать, рисовать, раскрашивать, ребенок меняет свой ориентир, понимает, что школа это то место, где можно что-то делать и добиваться результатов.
Некоторые дети не могут усидеть на месте, чтобы сделать домашнее задание. Тогда можно разделить задания на временные блоки, чтобы дозировать нагрузку.
Как справляться с конфликтами в школе
В классе много детей с разными характерами и интересами и между ними могут возникать конфликты. Особенно, если ребенок привык к лидерству, и конфликты возникают на этой почве. В таком случае стоит задуматься, может вы слишком много сравниваете его с другими. Иногда же конфликты бывают между детьми с разными физическими особенностями: кто-то сильнее, кто-то слабее.
‒ Они не должны сами разбираться, как многие думают, до четвертого класса и даже дольше, родитель смело может вмешиваться в конфликт. Ребенок всегда должен понимать, что родитель на его стороне, что он его защитник.
Если же проблемы возникают с учителями, а не с учениками, то это уже более весомо. Причины также различны: первоклассник боится учителя, или же действия преподавателя подавляют инициативу ребенка.
‒ Старшеклассники могут свой негатив выплеснуть, например, в гневных стишках про учителя, а дети младшего возраста этого сделать не могут, потому что воспринимают учителя, как авторитет и если отношения не складываются, ребенок испытывает стресс, ‒ рассказала Евгения Ситкина. ‒ Если выясняется, что преподаватель не готов пойти на уступки, мы предлагаем рассмотреть варианты перейти к другому.
Евгения Ситкина также отметила, что родитель ни в коем случае не должен занимать позицию отрицания авторитета учителя и обвинять его во всем, нужно постараться найти компромисс, прояснить ситуацию. Важно также показать ребенку, что вы его защитник.
Куда обращаться, если возникают проблемы?
В первую очередь нужно обращаться к учителю и в психологическую службу школы. Некоторые родители ей пренебрегают, считая, что школьный психолог слишком занят, чтобы помогать, но это не так. Если проблемы более серьезные и в школе не могут помочь, можно обратиться в Областной центр диагностики и консультирования и получить бесплатную помощь специалистов психологов. Телефон: 8 (351) 2320057.
Поделиться
поделиться:
Деревья проехали почти тысячу километров перед тем, как оказались на Южном Урале, в его областном центре, о чем рассказал глава Ленинского района Александр Орел. По его словам, сезонный уход за елями обеспечит специальная организация.
Наш регион делится передовыми технологиями и даже… китайской лапшой. По мнению экспертов Челябинской области, локализация производств стала новым витком в развитии отношений между Южным Уралом и КНР. Наши предприниматели на особых экономических условиях построят в Поднебесной новые производственные площадки полностью из своего сырья и на основе собственных технологий. Об этом стало известно на выставке ЭКСПО в китайском городе Харбине. В целом наш регион нацелен только расширять сотрудничество и в экспорте, и в научной сфере.
В прошедшее воскресенье свыше тысячи жителей Южного Урала присоединились к всероссийской спортивной акции и приняли участие в массовом забеге на разные дистанции. Вся страна — от Калининграда до Владивостока — бежала полумарафон в одно время. В нашем материале — несколько самых ярких кадров с этого мероприятия.