Четверг, 28 Марта 2024

Александр Погодин: «Первый компьютер мы ломали целый месяц»

05.10.2017 Корреспондент: Татьяна Строганова Фото автора

В челябинском физико-математическом лицее № 31 работает южноуральский Эйнштейн программирования. На двери его кабинета написано «Здесь создаются творцы». Он успешно справляется с этой задачей уже несколько десятков лет. Однако мало кто из «созданных творцов» знает, что их преподаватель - основоположник программирования в Челябинске. Учитель информатики, руководитель  лаборатории робототехники Александр Погодин впервые согласился «выйти из тени» и дал интервью. «Губернии» он даже рассказал, как занимался секретной работой в Государственном ракетном центре имени Макеева.

Из досье

Александр Погодин в 1973 году окончил ЧПИ по специальности «ЭВМ». Работал начальником информационно-вычислительного центра ЮУрГУ. Занимался внедрением в учебный процесс вычислительной техники. Автор нескольких десятков учебных пособий по программированию. В начале 80-х на базе ИВЦ создал «Лабораторию перспективных разработок». С 1988 года трудится в челябинском лицее №31.  В 90-х на протяжении десяти лет был единственным профессиональным членом комиссии по аттестации учителей информатики в Челябинской области. Автор задач и организатор проведения областных олимпиад и конкурсов по информатике.

 

- Мог ли ваш знаменитый папа – тележурналист Петр Погодин – представить, что единственный сын будет стоять у истоков программирования на Южном Урале?

 - Даже и разговоров об этом не было. Тогда и, что такое компьютер, никто не знал. В 1967 году, когда я поступил в ЧПИ, в Челябинске было штук пять компьютеров на весь город.  Причем ламповых. Они сотни квадратных метров занимали и работали безумно медленно. О программировании тогда народ представления не имел. А  электроникой я с детства увлекался, что-то дома чинил, паял радиоприемники. Папа и сам был  с техникой на «ты». На самом деле, человеческие мозги универсальны. Это мы ярлыки раздаем: гуманитарий или технарь. Я и детям всегда говорю: «Не ограничивайте себя! Если вам родители повесили табличку «математик», это не значит, что вы не можете играть на гитаре или плясать». Мама - учитель русского языка и литературы, папа – журналист, а я  вот так в технику углубился, что уже 50 лет трудового стажа за плечами. Обучаю людей интегрированной информатике.

 

Работал в секретной «Макеевке»

- Вы занимались в том числе и научной работой на базе «Макеевки». Это была секретная информация?

- Конечно. Меня в свое время из-за этого в Болгарию не пустили. Проектировали ракеты и стартовые комплексы для атомных подводных лодок, когда информатика была на стадии становления. В 67-м году мне довелось работать на компьютере, на котором в Союзе первый спутник обсчитывали. Конкретно на этом экземпляре! Таких компьютеров всего семь было изготовлено в России. Внутри процессора можно было пешком ходить. 150 квадратных метров на первом этаже и столько же в подвале он места занимал. Мы его месяц ломали автогеном, ломом и кувалдой, когда пришло время  утилизировать.

- А еще вы были пропагандистом компьютерной грамотности в сельской местности…

- Меня тогда не  только пропаганда интересовала, а то, в каком возрасте можно учить детей программированию? На какой базе, было непринципиально, просто появилась возможность запустить пропагандистскую машину в деревнях. Потом я еще провел несколько летних компьютерных школ на Сунукуле для детишек. Когда это все только начиналась, было любопытно определить, как глубоко могут вникнуть дети и могут ли выдать какой-то продукт. Интерес был большой. Старшеклассники приходили потом на занятия в мой компьютерный клуб, писали программки. Я убежден, что любой ребенок это в состоянии делать. Вопрос в том, кто ему дает материал и как.

 DSC07142-1.JPG

Эпатировать, чтобы заинтересовать

- Кто вы больше: учитель или программист?

- Я себя номинирую, как… решатель проблем. Пришел в школу решать проблему образования  и решил ее в какой-то степени за те 30 лет, которые  в этих стенах нахожусь. Я энтузиаст и счастливый человек. Мне все время везет! Как начал работать, так и идет «пруха» всю жизнь. Всегда занимался только тем, что интересно.Был начальником вычислительного центра ЧПИ – все бросил, в школу пошел простым учителем работать.

- Вы всегда в галстуке. Однако стереотип мышления подсказывается другой образ программиста... Не желаете влезть в  растянутый свитер и сделать мало внятный пучок из отросших волос?

- Да я вообще нетипичный представитель человеческого сообщества… Кстати, нередко эпатирую лицеистов. По школьному коридору, к примеру, бывает,  езжу на гироскутере.

- И как ребята на это реагируют?

- Да никак. Просто завидуют молча. Кто посмелее – просят покататься… Собственно, для того и куплено было,чтобы заинтересовались.

 

Как работает телепатия

- Говорят,  у вас всегда было чутье на перспективные направления в программировании...

- В начале 90-х, когда интернета еще не было в помине, у нас в лицее уже работал  узел любительской компьютерной сети FIDO. По сути, мы были первыми в России. О перспективных направлениях сейчас можно много говорить. Человечество стало решать задачи, которые в докомпьютерную  эру даже не ставились. Эти задачи касаются интеллектуальной деятельности. Допустим, расшифровка генных кодов. Гены - это ведь тоже область информатики. Вообще человек – существо информационное. Я кибернетикой интересуюсь более 50 лет. Прочитал  без преувеличения несколько тысяч  книг, в том числе о работе мозга, а вопросов с каждым днем все больше.

- Вы неверующий человек?

- У меня есть одна идея, которая требует экспериментальной проверки… Я вам больше скажу: начал заниматься телепатией в 67-м году. Вот в ее существование я верю, поскольку сам это практиковал неоднократно. Мы проводили успешные эксперименты, и я примерно знаю, как это работает.Допустим, в холле лицея в ряд стоят 10 кресел. Ученики загадывают конкретное кресло - и я указываю на него. Это не чтение мыслей в явном виде. Это, я бы сказал, определенного рода резонанс на конфигурацию мысли. Отклик какой-то. Тренировка дает возможность его почувствовать.

 

Не надо вешать ярлыки!

- Вы согласны с утверждением, что программисту свойственна некая отрешенность от внешнего мира?

- Ох, как я не люблю шаблоны! Ну при чем тут программисты? Любой человек бывает погружен в свои мысли…

- И все же в абсолютном большинстве программисты интроверты. Однако вы не похожи на замкнутого человека…

- Это опять же ярлыки. В каких-то ситуациях  я не высунусь из своей скорлупы, а в каких- то - наоборот. Простую вещь скажу. Приходит группа на занятие - мне  надо настроиться на уровень группы. Я это называю «осуществить интеллектульно-эмоциональное погружение». Причем всякий раз это разное погружение в зависимости от аудитории. А как тяжело! Вторые классы четыре часа, потом старшие классы... А вечером жена говорит: «Ну что, поехали внучат навестим?» И ты понимаешь, что их, конечно, можно навестить, но хочется с внуками тоже эмоционально полноценно пообщаться. А на это у тебя сил-то уже мало осталось. Вот такая беда.

- Вам когда-нибудь говорили, что вы не только очень похожи на своего папу, но еще и на Эйнштейна?

- Мне передали однажды, что один второклассник меня Эйнштейном назвал. Если язык высуну, наверное, действительно буду похож (смеется).

 

Профессионалы работают ночью

-  Как вы относитесь к компьютерным играм? В вашей жизни был период игромании?

- Когда только появлялись компьютерные игры - тетрис, змейка, пэкмэн… – да, конечно, увлекался. Когда уже мозги совсем «не про то», нужно отвлечься. А потом появились серьезные игрушки-квесты. Вот это было да! Когда тебе надо во что бы то ни стало уровень пройти, и ты по межгороду звонишь в Киев, и коллеги подсказывают, что надо взять и куда положить… И  все это ночами напролет…

- А потом на работу…

- Да почему? Это на работе. Программисты трудились только ночью - это классика. Когда компьютеры были большие, ты приносил колоду перфокарт, делалась распечатка. Все это длилось бесконечно! А стоимость часа машинного времени тогда приравнивалась к месячной зарплате инженера. Ночью компьютер был свободен, и можно было спокойно работать. Эта традиция, кстати, сохраняется. До сих пор все профессионалы работают ночью.

- Вы детям рекомендуете компьютерные  игрушки?

- Это же известно, что ребенок лучше обучается во время игры. А чем компьютер хуже кубиков?

-  Тем, что на него «подсаживаешься» - и потом уже ничего в жизни неинтересно. 

-  А это уже другое дело, и игры тут не причем. Надо же разумно подходить к вопросу: дозировано, под контролем взрослых.

 DSC07160-1.JPG

«Смартмозг» или интернет?

- Программирование – синтез творчества и математики. Но разве эмоции совместимы с железной логикой?

- Если нет эмоций, то нет и человека…

- Зато есть  программист.

- А программист - не человек, что ли?

- Для меня это сверхчеловек.

- Стереотипы - это плохо. Мы обычные нормальные люди. Эмоции логике не мешают. Наоборот они стимулируют деятельность, творческую и интеллектуальную.

- А вы можете взломать сайт Пентагона? Чисто гипотетически…

-Та-ак... К взлому сайтов программисты никакого отношения не имеют. Хакерство – это другое. Это игра ума, хотя и уголовно наказуемая игра. Когда ты пытаешься что-то взломать, понятно, что соревнуешься с тем, кто выставлял защиту. Это интеллектуальный спор. Из тысячи знакомых коллег я знаю только одного, способного взломать сайт Пентагона. Но ему и без этого на жизнь хватает, такой дурью никогда заниматься не станет.  А я точно не смогу. Без вариантов. Не мой профиль (смеется). Я учитель

- Каким вам видится будущее кибернетики? Надо ли бояться искусственного разума?

- Нам с вами его бояться точно не стоит…

- Есть мнение, что лет через 25 компьютеры будут сами себя программировать…

- Понимаете, можно сказать, что они и сейчас уже это делают. Вопрос в том, кто и как ставит задачу. Как молодежь сегодня решает проблемы?

- Денег просят у родителей.

- Это второй шаг. А первый?

- Ok google?

- Конечно! Лезут в интернет и находят там варианты. Чем плох интернет? Человек вместо того, чтоб думать самому, достает смартфон. А надо учиться мозги развивать. Я говорю детям: «Вы приходите в 31-й лицей, чтобы у вас был смартмозг!» На международных олимпиадах по информатике ребята из России каждый год добывают золотые и серебряные медали.  А у какой страны в этом году командное первое место, как вы думаете?

- Китай?

- Нет. Япония. Маленькая Япония. Почему? Как их там учат, чем их там кормят, что такие результаты? Во-первых, они там сами уборку делают в классах, как мы с вами в школе. Помните, как дежурили?  Но вряд ли это мозгов добавляет. А второй момент очень существенный и принципиальный. Из всех развитых стран Япония на последнем месте по использованию интернета в образовании. Наверное, делают это не зря.  Вот вам и смартмозг. Экспериментально доказано: как только в поле зрения детей, решающих задачи, попадает смартфон в пределах досягаемости, коэффициент интеллектуальной деятельности падает на 15 процентов. 

Поделиться

поделиться:

 

Теги : Челябинская область Александр Погодин лицей №31

Возврат к списку