Суббота, 20 Апреля 2024

«Наши» и «не наши»: поддержка местных производителей – задача региональных властей или нарушение законов рынка?

20.03.2017 Корреспондент: Екатерина Салахова Фото: Андрей Ткаченко

Расстояние между Челябинском и Краснодаром около двух тысяч километров. Почему при такой серьезной логистической затрате, краснодарские овощи дешевле наших огурцов? Почему южноуральские продукты легче найти на тайландских, чем местных прилавках? В Челябинской области ищут ответ на вопрос, как в условиях рыночной конкуренции оказать поддержку «своему» производителю.

Еще в начале 2015 года Борис Дубровский попросил крупные торговые сети пустить на прилавки товары южноуральских производителей. Как тогда заявил глава региона, цена вхождения в торговую сеть часто не по карману местным предприятиям, однако появление их товара в крупных магазинах помогло бы сдержать рост цен на продукты. Не все торговые сети поспешили последовать совету губернатора. И если попасть в местные торговые сети не составляет больших проблем, то федеральный ретейл продолжает бойкотировать местных производителей.

Летом 2016 года в законодательство о торговле были внесены изменения, призванные «умерить аппетиты» торговых сетей и снизить издержки поставщиков и производителей. Так, с начала этого года размер так называемых ретро-бонусов торговой сети, получаемых от поставщика за приобретение определенного количества его продукции (иначе вознаграждение, которое платят ритейлерам поставщики товаров за их продвижение и оборот), снизился в два раза, и теперь составляет пять процентов. Еще одно изменение коснулось сокращения сроков оплаты за товар.

Коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов считает, что ни один закон не снизит цены, это под силу только конкуренции.

– Да, сегодня такая политика ведется – надо поддержать местного производителя. В нашей сети представлены южноуральские товары. Но надо понимать, что если товар не востребован, если он не продается, то мы откажемся от него под любым предлогом. Хотя причина отказа сегодня чаще всего одна – товар не продается. Доходы населения упали, магазины сокращают ассортимент. Количество производителей превышает потребность рынка. Если товары не нужны покупателю, то зачем они нам на полке? – рассуждает Андрей Грибанов.

Кроме того, предприниматель подчеркивает, что по закону вообще нет такого деления на местных и неместных производителей. И за этим строго следит антимонопольная служба.


Константин Захаров

Депутат Заксобрания

Торговые сети как пылесос, который вытягивает деньги из внутренней экономики. Но там, где мы будем искусственно создавать благоприятные условия для внутреннего производителя, мы будем наступать на интересы не только торговых сетей, но и в конечном счете на интересы потребителя

– Торговые сети – очень удобный формат, – продолжает тему председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Законодательного собрания Челябинской области Константин Захаров. – На мой взгляд, они удовлетворяют запросы граждан не только в продуктах питания, но и в товарах более широкого потребления на 80 процентов, но в этой сфере есть свои проблемы. Это прежде всего нежелание торговых сетей выступать драйверами развития региональной экономики. Зачастую торговые сети являются своеобразным пылесосом, который вытягивает деньги из внутренней экономики и утаскивает их вовне.

Вместе с тем депутат считает недопустимым вмешательство в хозяйственную деятельность собственников.

– Необходимо найти баланс между интересами покупателей, производителей и торговых сетей. Там, где мы будем искусственно создавать благоприятные условия для внутреннего производителя, мы будем наступать на интересы не только торговых сетей, но и в конечном счете на интересы потребителя. Рынок не должен страдать от желания законодателей внести какие-то указания, как нужно жить и работать, – подчеркивает Константин Захаров.

А вот по мнению координатора проекта «Народный контроль» ВПП «Единая Россия» в Челябинской области Вадима Воробья, торговля – это не только бизнес, это социальная составляющая общества.

– Ряд крупнейших экономик в мире использует государственное регулирование торговой наценки на продукты питания первой необходимости. Подчеркиваю, мы говорим только о 24 продуктах питания первой необходимости. Наши контролеры не ведут мониторинг цен на все существующие товары, только на товары из продуктовой корзины, – комментирует свою точку зрения Вадим Воробей. – Хочу напомнить правило экономики: «торговля жива оборотом». Когда торговые сети начинают забывать об этом, завышают цены, то торговля падает. Страдают не только потребители, но и сами же сети. Ведь они теряют доход. Нам тоже не хотелось бы, чтобы сети закрывались, ведь это приводит к закрытию и рабочих мест.

Наличие регионального продукта в магазинах частично может решить проблему роста цен на продукты питания первой необходимости, которая, как рассказал Вадим Воробей, уже несколько лет не опускается ниже третьего места среди проблем, беспокоящих южноуральцев.

– Рост цен на продукты питания первой необходимости в России за прошлый год составил 10,1 процента, в Челябинской области – 8,9 процента. При этом официально доходы южноуральцев сократились. Вместе с тем наши производители жалуются, что не могут попасть на торговые полки. И если с нашими местными сетями проблем не возникает, то когда дело касается федеральных сетей – тут же возникают сложности. Создаются условия, при которых они никак не могут войти в сеть. Хотя, по моему мнению, наша местная продукция зачастую более качественная, чем привозная, и что выгодно – она идет по более низкой цене, – говорит Вадим Воробей.

Так что поддержка местного производителя, по мнению депутата, это необходимая социальная мера, которая позволит снизить нагрузку на жителей области.

Не государство, а рынок регулирует не только стоимость, но и качество товара, говорит Константин Захаров:

– Мы все говорим о том, что цены растут, но вообще по законам рынка, как правило, производитель на такое падение спроса реагирует снижением цены. И здесь появляется другая проблема, когда производитель вынужден снизить цены, это отражается на качестве продуктов, так как закупаются более дешевые варианты товаров. Тогда появляются продукты с пальмовым маслом, возникает обман покупателя, когда пишут молоко, а на самом деле на полке стоит молочный продукт.

Проблема некачественной, а иногда и просто опасной продукции существует в России, и в том числе на Южном Урале. Как рассказал Вадим Воробей, на федеральном уровне Роспотребнадзор выступил с инициативой ужесточения штрафных санкций вплоть до уголовной ответственности за производство фальсифицированной продукции. Однако представители Челябинской области считают, что необходимо также изымать средства производства такой продукции, пока же конфискуется только сам товар.

– Год назад на территории тракторного завода мы обнаружили цех по производству масла, – говорит координатор проекта "Народный контроль". – Продукцию изъяли, но оборудование осталось, и через неделю они снова продолжили изготавливать фальсифицированный продукт.

Защитить потребителя от фальсифицированной и некачественной продукции можно, расширив ассортимент местных продуктов на прилавках, возвращается к теме заместитель руководителя Роспотребнадзора по Челябинской области Владимир Ефремов.

– В свое время мы предлагали программу поддержки местных производителей со стороны администрации правительства, органов местного самоуправления через субсидирование. Такие программы поддержки успешно работают в Екатеринбурге, Кургане, – говорит специалист Роспотребнадзора.

Константин Захаров находит, что субсидии для местного производителя – это не рыночная форма работы, потому что это приводит к неравенству конкуренции, рано или поздно возникает злоупотребление, падение качества продукции, «уход с рынка хороших и закрепление условно говоря плохих», как результат – жалобы потребителей.

– Безусловно, чтобы сдерживать цены, нужна конкуренция, – соглашается заместитель руководителя Челябинского УФАС России Наталья Сапрыкина. – К нам поступают обращения, есть сети, где наценка превышает более 50 процентов завода-изготовителя. Но с этим ничего не поделаешь, законодательных механизмов не существует. Поэтому еще раз говорю: нужна конкуренция.

УФАС предлагает развивать конкуренцию через альтернативные точки продаж – ярмарки, нестационарные торговые объекты, где могут реализовать свою продукцию местные товаропроизводители.

– Мы сегодня не видим, что делают органы местного самоуправления, чтобы помочь своим местным производителям сбывать товар. Почему торговые сети строятся, а местные товаропроизводители не могут организовать торговлю? Нужно посмотреть, какие здесь проблемы стоят, – говорит Наталья Сапрыкина.

Вадим Воробей: «Торговую наценку магазинов надо сделать открытой»


– Вадим Анатольевич, вы говорите о том, что наши производители жалуются на то, что не могут попасть в федеральные сети, несмотря на высокое качество своей продукции. Наверно здесь не все так однозначно…

– Определенно, у меня есть претензии и к нашим производителям. Например, почему с учетом транспортного плеча чуриловский огурец стоит дороже, чем московский, краснодарский? Я говорю им, когда встречаюсь, что не удивляюсь, что торговые сети не берут их продукцию. Она же самая дорогая из всех наименований, который поставляют в сеть. А вот «Увелку», на мой взгляд, дискредитируют, у них самая низкая цена и самое высокое качество, а ее не пускают в торговые сети. В Тайланде стоит наша гречка «Увелка». Туда значит выгоднее продавать? Я общаюсь с местными производителями, и один из них мне говорит: «Мне проще в 33 страны мира поставлять свою продукцию, чем найти общий язык со своими торговыми сетями». Это ведь тоже вопрос. Есть и другая сторона, когда привозная продукция продается по более высоким ценам, чем местная, но при этом качество ее значительно хуже. Тогда зачем ее продавать, переплачивать, а не обратиться к местному производителю? Тоже вопрос.

– Каким образом можно законно повлиять на сети, чтобы они сделали цену на товары первой необходимости более низкой?

– Доходы населения очень сократились. Я вам скажу пример, знаете, какая самая покупаемая продукция в одной из крупнейших федеральных торговых сетей в Челябинске? Сосиски по 64 рубля, в которых нет мяса в составе! Их разбирают в первую очередь. И это неправильно и страшно. Я предлагаю открыть торговую наценку??? на продукты питания первой необходимости. Чтобы потребители увидели, какая торговая сеть завышает торговую наценку, делает ее необоснованной, а какая сеть, наоборот, социально-ориентированная. Торговая наценка может быть указана либо на самом ценнике товара, либо, как вариант, на входной группе магазина можно опубликовать список продуктов питания первой необходимости (24 наименования) с указанием цены и торговой наценки. Тогда потребитель смог бы ориентировался, сколько он платит за качество товара, а что он платит «лишнего». За рубежом существует публичное опубликование торговой наценки на продукты питания. Я изучал опыт Германии. Так вот там оптовая наценка составляет 2-3 процента, у нас – 30-40 процентов. А дальше ведь идет еще и розничная. Поэтому в Европе мы за последнее время увидели снижение стоимости потребительской корзины, а у нас – повышение.

– Почему зачастую жители маленьких поселков покупают товары по более высокой цене, чем жители городов в магазине одной торговой сети? Можно ли на это повлиять? Ведь доходы жителей небольших поселков ниже, чем у горожан?

– Прежде всего надо понимать, что магазины работают в разных форматах, где действуют разные цены. Например, «Магнит» функционирует в трех форматах: гипер, семейный и обычный. Торговая наценка во всех категориях разная. Также и с расстоянием: чем дальше от центра, тем меньше конкуренция и выше цена. В поселках цены выше как раз из-за отсутствия конкуренции. Зачастую в пригородных территориях или отдаленных деревнях действует один магазин, оборот магазина небольшой, так как доходы населения низкие. Люди мало тратят, и поэтому цену ставят выше. К сожалению, здесь собственник исходит из своей выгоды. Подчас в небольшом населенном пункте просто не создать условия для конкуренции, там невыгодно открывать еще один магазин, частники не хотят идти на такие территории и мизерные объемы, зачастую и муниципалитеты просто не могут выделить место для еще одной торговой точки. Так что чем дальше от Челябинска, тем выше цены, здесь играет свою роль логистика. Самые высокие цены в отдаленных от центра районах области.

– Каких сюрпризов ждать южноуральцам весной? Что подорожает?

– Прогнозы традиционные. Весной всегда дорожает овощная продукция, это связано с затратами на ее хранение и появлением нового урожая, который в два раза дороже предыдущего. Ожидается рост цен на молочную продукцию, это также связано с затратами животноводов на кормовую базу. Других прогнозов пока нет, они появятся летом с видом на урожай. Будет хороший урожай, сможем сохранить цены, неурожай же приведет к росту цен.


5 тысяч народных контроллеров работает в области. У каждого волонтера «Народного контроля» есть удостоверение, все они прошли специальное обучение.

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку