Пятница, 29 Марта 2024

Сергей Кремлев: «Защита здоровья населения – стратегическая задача, поэтому у нас полувоенная организация»

16.06.2016 Корреспондент: Дарья Нестерова Фото: Максим Куликов, minzdrav74.ru

Для чего нужна телемедицина и почему нельзя пропускать диспансеризацию рассказал «Губернии» министр здравоохранения Челябинской области Сергей Кремлев.

 Главы не будут вмешиваться

– Сергей Леонидович, как вы считаете, реформа здравоохранения имеет больше плюсов или минусов? Во многих регионах, где за оптимизацией медучреждений последовало сокращение медперсонала, ее восприняли в штыки, а что происходит на Южном Урале?

– Минус реформы в Челябинской области – это в первую очередь затянувшаяся передача муниципальных учреждений в государственную собственность. За организацию медпомощи в регионе отвечает министерство здравоохранения Челябинской области, но мы в свое время делегировали эти полномочия муниципалитетам в соответствии с законом о местном самоуправлении. Но в этой схеме пропала вертикаль, которая всегда существовала и во власти, и в медицине. Мы забираем все муниципальные учреждения в государственную собственность как раз для того, чтобы эту вертикаль восстановить. Медицина – достаточно специфическая отрасль, жестко регламентированная, скажем так, полувоенная организация. И как говорит президент России Владимир Путин, защита здоровья населения – это стратегическая задача. А после передачи полномочий муниципалитетам получилось так, что мы, медики, приезжаем, например, в какой-то населенный пункт и объясняем, как должно быть, а глава уже дал другое распоряжение. А ведь он, при всем уважении, в медицине не очень разбирается. В некоторых регионах это доходит до абсурда, главы вмешиваются в процесс, пытаются сделать по-своему. И в нашей области такое бывает. Поэтому мы готовим региональный закон, который будет согласовывать взаимодействие различных структур при передаче медучреждения государству.

– А как проходит оптимизация медицинских учреждений?

 – Оптимизация в первую очередь связана с тем, что во времена СССР строились большие больницы. Сейчас количество жителей в маленьких населенных пунктах стало резко уменьшаться, да и возможности содержать огромные здания часто нет. Самый последний пример, о котором все говорят, – объединение катав-ивановской и юрюзанской больниц. Хорошая больница в Юрюзани: хирургия, травматология, гинекология – много отделений. Но количество жителей сократилось, и 50 процентов средств больницы уходило на оплату ее содержания. Расстояние между городами 20 километров, вроде немного, но это же всегда болезненно, когда больницу, которая была рядом, закрыли и приходится ездить в другой город. Мы встречались с населением, объясняли, в итоге объединили. И врачи с нами согласились. Конечно, им не хотелось бросать свое место работы, ездить куда-то далеко. Со слезами на глазах говорили: «Да, жаль, но что делать? Надо объединяться, помощь от этого станет эффективнее». Не может один-единственный хирург помочь всему населению Юрюзани. А ведь рядом в Катав-Ивановске есть еще два. Три хирурга – это уже бригада, которая может многое сделать. Оптимизация в каких-то случаях получается вынужденная, но она необходима.

В пятьдесят – в земские доктора

– Хватает кадров в селах области? Все ли жители обеспечены медицинской помощью?

– У нас в области работают около 11 тысяч врачей и 30 тысяч средних медицинских работников. Но дефицит все равно существует – около тысячи. Недавно был случай в одной из деревень в Сосновском районе: фельдшер ушла на пенсию, фельдшерско-акушерский пункт закрыли. Живет там полторы тысячи человек, они остались без медицинской помощи и лекарств, которые продавали в этом пункте. Мы эту проблему решаем. Пока ищем нового специалиста, два раза в неделю в деревню выезжает врач. Лекарства тоже привозят каждую неделю. Фельдшерских пунктов в области около 600.

– Охотно ли едут в деревни по программе «Земский доктор» молодые специалисты?

– За четыре года по программе уехали более 400 человек. 37 из них вернулись, не смогли работать. Сначала заняли все близлежащие территории: Сосновский, Красноармейский районы – что поближе к Челябинску, потом поехали дальше. В процентном соотношении нельзя сказать, что врачей стало намного больше. Те, кто работал раньше, ушли на заслуженный отдых, их заменила молодежь. Другой вопрос, что будет дальше: отработав пять лет, многие захотят вернуться. С этого года участвовать в программе могут люди до 50 лет, раньше – до 35. Если врач в зрелом возрасте решил поехать в сельскую местность, вероятно, он там уже и останется. На этот год программа рассчитана на 89 человек. За первый квартал уже семь врачей получили по миллиону и отправились работать в сельскую местность. Для нас самое главное – обеспечить шаговую доступность первичной медико-санитарной помощи.

5.jpg

Вылечат по интернету

 – Всегда ли успевают вовремя приехать машины «Скорой помощи»?

– Согласно последнему приказу министерства здравоохранения «Скорая помощь» должна приезжать за 20 минут. Но когда мы на все наши территории на карте нанесли медицинские организации, то поняли, что в некоторых случаях это невозможно. Есть территории, куда «скорая» при всем желании не доедет за 20 минут, их примерно 200, то есть около 75 тысяч жителей Челябинской области могут не получить скорую помощь своевременно. Надо что-то делать. В прошлом году мы приобрели пять мобильных фельдшерско-акушерских пунктов: это машины, которые оборудованы всем необходимым для проведения первичного терапевтического, педиатрического, гинекологического и кардиологического осмотра, сбора самых необходимых анализов, а также оказания неотложной помощи. Такие автомобили ездят по деревням, в которых нет врачей, — все жители могут проверить свое здоровье и получить консультацию. Сегодня они работают в пяти территориях и оказывают помощь в 27 населенных пунктах. Планируем открыть около десяти новых модульных фельдшерско-акушерских пунктов. Кроме того, есть такая форма организации в медицине, как домовое хозяйство. Выбирается активный человек, которого обучают оказывать первую доврачебную помощь. По телефону он круглосуточно может связаться со специалистом, если возник какой-то вопрос. Также у нас есть возможность круглосуточного консультирования по Интернету или в режиме видеоконференции, чтобы квалифицированный врач мог сказать, что и как делать, пока едет машина «Скорой помощи». Интернет проведен не во все населенные пункты, постепенно эта проблема будет решена, но телефоны есть везде.

– Насколько такие консультации распространены в нашей области?

– По этой схеме работает уже 70 домовых хозяйств. И надо открывать еще 80. Если говорить о телемедицине, в области работает 2,5 тысячи приборов передачи ЭКГ на расстоянии. В первую очередь для сельских районов, для участковых врачей, врачей и фельдшеров «Скорой помощи». При помощи передатчика в течение десяти минут можно получить из Челябинска расшифрованную ЭКГ, где понятно, есть патология или нет. Работает это круглосуточно. Ежедневно порядка 800 таких ЭКГ поступает в медцентр. Отделение реанимации Челябинской областной детской больницы, например, ведет постоянное наблюдение за семью роддомами. Все параметры счи тываются.

В Европе больше онкобольных

– Как вы можете охарактеризовать ситуацию по заболеваемости на Южном Урале?

– На первом месте среди болезней, приводящих к смерти, болезни системы кровообращения – около 50 процентов. На втором – онкологические заболевания, на третьем – травмы и отравления в быту. 2015 год был годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, за это время смертность от них значительно снизилась. Важно не упустить тот самый «золотой час», когда человека можно было спасти. Когда появляются боли в области груди, нужно сразу вызывать «скорую» и ехать в стационар, терпеть такие боли не надо.

– Онкобольных становится все больше, и не только в Челябинской области. Это связано с экологией?

– Сейчас онкологические заболевания выявляют на более ранних стадиях. Заболеваемость составляет 420–440 человек на 100 тысяч населения. Если сравнивать статистику с Европой, то она у нас в два раза меньше. Растет численность заболевших раком молочной железы и простаты. Эти заболевания можно выявить при диспансеризации. В прошлом году ее прошли более полутора миллионов южноуральцев, считая профосмотры и детские осмотры. Было выявлено около тысячи онкологических заболеваний, люди о них не догадывались, и 1800 случаев заболевания сахарным диабетом. Если бы эти пациенты пришли через год- два, оказывать помощь было бы уже поздно. Что касается влияния экологии, я бы не стал это все связывать напрямую. Понятно, что если человек работает в какой-то агрессивной среде, он имеет профзаболевания. Естественно, плохая экология влияет на здоровье, но в какой степени, сказать сложно.

Переведем врачей на эффективный контракт

– Растет ли заработная плата врачей, у каких специалистов зарплаты самые высокие?

– Вспомнился случай: я много лет назад был в Китае, посещал госпиталь дружбы народов, и такой же вопрос задали главному врачу. Он сказал: «Я главный врач, я больше всех и получаю» (смеется). А если серьезно, самые высокие зарплаты у кардиохирургов, анестезиологов. Если в общем говорить о заработной плате, есть определенный норматив. В нашей области он превышен на 1,6 процента. Средняя зарплата у врачей в прошлом году была около 42 тысяч рублей, в этом – выросла до 46 тысяч. Нужно понимать, что зарплату ведь получают не просто так, она зарабатывается. Речь идет об эффективности работы, о выполнении каких-то показателей. Бывает, приезжаешь в населенный пункт, и первый вопрос: «Почему у нас зарплата меньше, чем в среднем по области?». Начинаешь разбираться, и оказывается, что люди и на ту зарплату, которую им платят, не наработали. Мы планируем до конца года всех перевести на эффективный контракт, где будут прописаны четкие показатели, за которые мы будем проводить доплату. Но, конечно, у врача не должна болеть голова о том, на что он сегодня купит продукты, чем будет кормить детей. Зарплата должна быть достойной. Она включает три составляющие: базовая ставка, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. В конце прошлого года было принято постановление, согласно которому в структуре заработной платы базовая ставка будет составлять до 60 процентов, а раньше была 30 процентов.

8.jpg

«Прикрепить» должны по закону

– Удобно, когда «прикрепляют» к поликлиникам, рядом с которыми действительно живешь, а не по месту прописки. Раньше с этим были проблемы, какова ситуация сейчас?

– По закону каждый гражданин имеет право прикрепиться к любой поликлинике. Но проблемы действительно иногда возникают. Вас могут не принять, но только если действительно нет возможности – просто некуда. Помощь предоставить обязаны, поэтому если будете настаивать – примут. Еще одна проблема – очереди в регистратуру. Сейчас можно записаться к врачу по Интернету. Это, с одной стороны, очень удобно, но с другой – многие записываются и не приходят. А врач ждал, к нему другой пациент попасть не смог. Сейчас очень перегружены поликлиники на северо-западе Челябинска, где в связи с масштабным строительством увеличилось количество населения. Приходится срочно искать выход. Мы приобретаем помещения для открытия офисов врачей общей практики. Начато проектирование, а в следующем году начнем строительство большой поликлиники в районе федерального кардиоцентра.

Лечатся там, где ближе

– В послании депутатам ЗСО Борис Дубровский поднимал тему медицины и акцентировал внимание на том, что многие предпочитают лечиться за пределами Челябинской области. Так ли это?

– В ряде случаев это спекуляция. Например, в Каслинский район из Свердловской области приезжали люди на автобусах, зазывали южноуральцев к ним лечиться. И те ехали. Лечили их там бесплатно, но все счета потом выставили нам. В результате, когда разобрались во всем вместе со страховыми компаниями, оказалось, что из всего количества пролеченных больных большинству и помощь-то не требовалась. Это была попытка заставить нас заплатить 50 миллионов рублей за оказание медпомощи, которая, по сути, была не нужна. Однако уезжают и по объективным причинам. К примеру, жителям Ашинского района ближе поехать в Уфу, так как либо пациента с инфарктом 200 километров по горам везти до Златоуста, либо 90 километров до Уфы. Сейчас мы работаем с минздравом Башкирии, чтобы пациенты знали, что помощь им будет оказана бесплатно, и они туда тоже прикреплены. К нам едут со стороны Башкирии, Курганской, Свердловской областей – точно так же они нам платят за оказание медпомощи. Часть пациентов мы сами направляем для оказания высокотехнологичной медпомощи в другие регионы. В Челябинске есть федеральный кардиоцентр, куда едут со всей России и из-за рубежа. Точно так же южноуральцы ездят оперироваться, например, в Курган. Этим учреждениям даются федеральные квоты. В прошлом году 21 тысяче человек оказали высокотехнологичную медпомощь. Две трети – в больницах области. Остальным помощь оказывалась в федеральных центрах. В прошлом году проведено восемь трансплантаций печени южноуральцам, из них только одна операция была сделана в Челябинске.

Здоровый образ жизни – это модно

 – Куда вы сами обращаетесь, когда болеете?

– Я не буду делать рекламу медицинскому учреждению... Периодически встречаю там кого-то из знакомых, они удивляются, думают, что я лечусь в Москве или хотя бы в областной больнице, а это самая обычная больница, очень хорошая. Предпочитаю обращаться к одному и тому же врачу, который меня уже знает.

– Не могли бы вы дать несколько простых советов по профилактике?

– Здоровый образ жизни – это 50 процентов успеха. В первую очередь необходимо отказаться от вредных привычек. Молодежь, кстати, все больше и больше начинает заниматься спортом. Надо так воспитать новое поколение, чтобы было модно быть здоровыми. Конечно, необходимо проходить диспансеризацию, правильно питаться.

– Кстати, о правильном питании. Сейчас становится все больше вегетарианцев, это в какой-то степени превратилось в моду. Как вы к этому относитесь?

– Вегетарианцы – злейшие враги животных, они их объедают (смеется). Кто-то и солнечным светом питается. Если человеку комфортно – почему нет? Есть достойная замена животного белка растительным. Я не вегетарианец, но многие мои знакомые не едят мясо и при этом прекрасно себя чувствуют. Все должно быть разумно и в меру.


Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку