Четверг, 25 Апреля 2024

Регионы, в которых развита тяжелая промышленность, могут наделить особыми полномочиями

10.05.2017 Корреспондент: Екатерина Салахова Фото: Вячеслав Никулин

Сенатор от Челябинской области Олег Цепкин рассказал, что в России хотят составлять единый рейтинг экологического состояния субъектов РФ. Каковы должны быть критерии такого рейтинга и существуют ли меры, которые заводы могут предпринять уже сегодня, чтобы граждане почувствовали перемены к лучшему? Сенатор уверен: «Нельзя производить металл и не «дымить», но нужно управлять процессом».

В конце мая в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге состоится VII Невский международный экологический конгресс. На нем с докладом об исполнении поручения президента выступит губернатор Челябинской области Борис Дубровский. В рамках форума будут обсуждаться темы экологического образования, управления отходами, внедрения наилучших доступных технологий и прочее. Предполагается, что на конгрессе прозвучит предложение о появлении единого рейтинга экологического состояния субъектов.

– Олег Владимирович, ежегодно природоохранные общественные организации публикуют собственные рейтинги экологического состояния регионов России. Получается так: сколько организаций, столько и мнений. До сих пор нет общих критериев оценки. Есть информация, что эта тема будет озвучена на Невском экологическом конгрессе. На ваш взгляд, что должно быть учтено при составлении подобного рейтинга? И все-таки кто должен его составлять – общественники или государственная структура?

– Я поддерживаю позицию, что официальный экологический рейтинг должна вести государственная структура – в данном случае это Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Но это не исключает наличия различных рейтингов, которые проводят общественники, средства массовой информации. Однако последние исследования не должны замещать официального рейтинга, именно им в своей работе должны руководствоваться органы власти. Что касается критериев, то, на мой взгляд, необходимо учитывать разноплановость наших регионов. У нас 85 субъектов, и все они разные. Не может быть одинаковый подход в Челябинской области, где развита тяжелая промышленности и, например, на Чукотке. При определении критериев для рейтинга нужно учитывать принятые на данной территории предельные нормы загрязняющих веществ в воздухе, воде. На эти вещи нужно обязательно делать поправочный коэффициент.

– Ни для кого не секрет, что в Челябинской области сегодня сложная экологическая обстановка. Жалобы на смог, неприятный запах регулярно поступают в различные органы, жители выкладывают фотографии «челябинского тумана» в соцсетях. Между тем идет Год экологии, на уровне правительства области кипит масштабная работа по этой теме. На ваш взгляд, существуют ли сегодня меры, которые можно предпринять прямо сейчас, чтобы обычные граждане, жители наших городов почувствовали перемены к лучшему?

– Экологическая ситуация сложная, это так, и надо понимать, что она обусловлена спецификой нашего региона. Нельзя производить металл и не «дымить». Вопрос в том, что нужно управлять этим процессом. К сожалению, слабое управление в этой сфере досталось нам еще с советских времен. Надо принять этот факт, и решать проблему, кардинально изменив подходы к ее решению. Сегодня для этого у нас есть поручения, которые президент России Владимир Путин дал по итогам заседания Госсовета по экологии. Там обозначено, что реально можно сделать, чтобы улучшить экологическую ситуацию. И первый этап – в ближайший год заводы должны восстановить все системы пылегазоулавливания. Они есть везде, но либо выключены, либо сломаны, либо работают неэффективно. Поверьте, любой промышленник знает и понимает, о чем я говорю. Это, конечно, штука затратная, но эти затраты не сопоставимы с затратами на долгосрочное инвестиционное вложение в новые доступные технологии. Это как раз второй этап модернизации. Но предприятия должны работать в рамках реальных нормативов. Ведь сегодня нормативы раздуты в два-три раза! И какая бы нагрузка не возникла в связи с производством, заводы все равно остаются в пределах раздутых нормативов, доставшихся нам еще с советских времен. А чтобы эта система работала эффективно, областные власти должны быть наделены соответствующими полномочиями, чтобы они могли регулировать данный вопрос, влиять на предприятия, которые не хотят работать, так как это сегодня требуется. Сейчас мы как раз на эту тему ведем переговоры на федеральном уровне, и рассчитываем, что в качестве пилотного проекта у нас появится возможность наделить соответствующими полномочиями областные власти тех регионов страны, в которых развита тяжелая промышленность, а это не только Челябинская область.

– Есть ли возможности у Челябинской области попасть в федеральную программу по улучшению экологической обстановки, например?

– Мы можем рассчитывать на попадание в те или иные программы при наличии собственных бюджетных, а лучше внебюджетных средств финансирования. Потому что сегодня федеральный подход к финансированию достаточно простой – это принцип софинансирования. Если мы будем сидеть сложа руки смотреть на Москву, ждать решения оттуда, то, конечно, мы ничего не решим. Правильнее начинать действовать самостоятельно, изыскивать возможности, а дальше – если, получается «подтягивать» федеральные программы – то это хорошо.

Напомним, ранее стало известно о том, что за сокращение выбросов предприятиям могут снизить налоги. На совещании с министром экологии Челябинской области Ириной Гладковой и своим заместителем Олегом Климовым Борис Дубровский отметил, что необходимо не только применять штрафные санкции к предприятиям, не снижающим количество выбросов, но и стимулировать те, которые готовы идти навстречу. Иначе, по мнению Бориса Дубровского, не будет динамики.
– Таким стимулом может служить снижение некоторых налогов. Выработать эти меры поддержки – также наша задача, – отметил губернатор.

Принцип попадания в перечень аварийного жилья будет другой


– На недавней пресс-конференции со СМИ Борис Дубровский отметил положительную тенденцию в области экономики. По словам губернатора, хотя ключевые отрасли, такие как металлургия и машиностроение, снижают объемы производства, однако в области появились другие направления – производство одежды, обработка древесины и прочее. На ваш взгляд, какие точки роста могут появиться у южноуральской экономики? На что следует сделать акцент?

– Основой экономики Челябинской области была и будет – тяжелая промышленность. Вместе с тем мы, конечно, должны заниматься диверсификацией экономики. Во-первых, для нас актуально развитие таких производств, как машиностроение, станкостроение, приборостроение, околотрубных отраслей. За последние 25 лет в России эти производства оказались в упадке, у нас сейчас есть реальная возможность развивать это направление. Кроме этого, и здесь я не скажу ничего нового, следует развивать сельское хозяйство, а также малый и средний бизнес. Для этого у нас есть потенциал.

Вопрос по ЗАТО решается в московских кабинетах


– Олег Владимирович, один из вопросов, который вы курируете – развитие моногородов и получение статуса ТОСЭРа для ЗАТО Челябинской области. Когда этот вопрос решится, и южноуральские города смогут получить такой статус?

– Сейчас этот вопрос находится в активной фазе. Мы должны учесть законодательные моменты, связанные с получением статуса ТОСЭР для ЗАТО, которое одновременно является и моногородом. Для этого требуется внести изменения в федеральное законодательство. Не могу сказать, когда все произойдет, вопрос решается в московских кабинетах.

– В этом году заканчивается программа по переселению из аварийного жилья. К сожалению, многие ветхие дома не попали в эту программу. Ждать ли новую программу? По некоторым данным, она готовится, и будет значительно изменена, так, например, говорят о том, что граждане, подлежащие расселению, смогут стать соинвесторами в процессе строительства новых жилых комплексов…

– Эта тема сейчас как раз в работе в правительстве. Надеюсь, что к сентябрю 2017 года появится ясность, когда и в каком виде программа будет запущена, мы ее сильно ждем. Насчет вариантов ее модернизации сказать пока не могу, есть несколько предложений, какое будет выбрано, покажет время. Думаю, что принцип попадания в перечень аварийного жилья, подлежащего расселению, будет откорректирован. Точно могу сказать, что все федеральные органы заточены на обсуждение и решение этого вопроса, так что программу ждем.

Ум «засоряют» непонятными политическими идеями


– В обществе сегодня активно обсуждается вопрос, откуда столько молодежи на протестных митингах. Эксперты говорят об управляемости наших молодых людей. Полпред Игорь Холманских заявил, что партийным функционерам стоит активнее работать с молодежью. Вы курируете партийный проект «Воспитание экономически активного гражданина». Какую ошибку мы допускаем, на ваш взгляд? Действительно ли молодежь управляема и почему?

– В своей работе мы открыли для себя такое понятие, как экономически активный гражданин – основной элемент гражданского общества. Человек как личность начинает формироваться еще в детстве, а как говорят мудрые люди еще раньше – в перинатальном возрасте. Очевидно, что проблема воспитания существует, потому что, на мой взгляд, отсутствует сквозная линия в этом процессе. Что я имею в виде? На каждом этапе жизни человека разные люди отвечают за его воспитание. В садике задача воспитателей и чиновников из соответствующего министерства – выпустить здорового ребенка с минимальным набором навыков. Задача учителей – отучить ребенка, чтобы он окончил школу с неплохими отметками, получил аттестат, то же самое происходит в университете и техникуме. Те, кто отвечал за ребенка в садике, уже не несут ответственности за то, что в итоге получится из него, когда ему исполнится 21 год, их, наверное, даже мало интересует этот вопрос. И так на каждом этапе. В итоге мы имеем взрослых совершеннолетних граждан, среди которых есть и террористы и те, кто выходит на митинги. Ум этих людей свободен, это вакуум, на который «подсаживаются» разные деструктивные элементы, «засоряют» его непонятными политическими идеями. В советские времена у нас была неплохая практика воспитания молодого поколения. Несмотря на разные перекосы той системы, действовала сквозная линия в системе воспитания, которая была выстроена на весь период взросления человека – октябренок, пионер, комсомолец. Была цель – получить верного строителя коммунизма. Такой вот сквозной механизм воспитания активного гражданина – это то, чего нам не хватает сегодня.

– Шахматы тоже должны сыграть положительную роль в формировании будущих граждан? Я говорю о проекте по обучению игре в шахматы, который был запущен в южноуральских школах в прошлом году по вашей инициативе.

– Шахматы – это импульс для запуска мышления у ребенка (обучение проходит среди учеников 1,2 классов), мы надеемся, что в дальнейшем он продолжит развивать мышление. Сегодня задача проекта «Шахматный всеобуч» – развить его спортивную часть. Уже в этом году мы провели отборочные соревнования для тех, кто закончил обучение, первый этап проходил на муниципальном уровне, впереди областные соревнования. В результате отбора талантливые ребята смогут перейти уже на спортивный уровень, обучаться в спортивных шахматных школах. Сегодня серьезные шахматные школы есть в пяти городах – Челябинске, Магнитогорске, Миассе, Златоусте и Сатке. Необходимо расширить этот опыт на другие муниципальные образования, но для этого нам надо понять, что появились детки, готовые заниматься шахматами на серьезном уровне. Такое понимание нам даст «Шахматный всеобуч». За три года мы планируем запустить проект во всех городах и муниципальных образованиях Челябинской области. Мы уже обсудили вопрос с губернатором Борисом Дубровским и с министром спорта Леонидом Одером – о привлечении к этому проекту наших известных земляков-шахматистов, чтобы была возможность устраивать мастер-классы для ребят.

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку