Суббота, 20 Апреля 2024

Бессмертное искусство: фотограф из Челябинска оживил технику 19 века

13.11.2017 Корреспондент: Екатерина Салахова Фото: chelmusart.ru, vk.com

Амбротипия с древнегреческого переводится как «бессмертный отпечаток». Фотохудожник-амбротипист фиксирует изображение на стеклянных пластинах с помощью серебра. В России всего около 30 человек, освоивших старинное фотоискусство. Алексей Серебряков – единственный фотограф-амбротипист в Челябинске. На Южном Урале и в России его знают прежде всего как спортсмена, стронгмена. В этот раз Алексей решил познакомить челябинскую публику с Серебряковым-фотохудожником. Персональная выставка спортсмена открылась в Челябинском государственном музее изобразительных искусств. На ней побывал и наш корреспондент.

Выставка современной арт-фотографии «Амбротипия. Алексей Серебряков» включает 126 работ фотохудожника, в том числе 80 оригиналов работ – стекол-амбротипов. Среди экспонатов – портреты, в том числе известных людей, пейзажи, натюрморты. Искусством фотографии звезда пауэрлифтинга Алексей Серебряков занимается уже 20 лет. Начинал с узкой пленки, затем увлекся цифрой, но снова вернулся к пленке – уже среднеформатной. Однако любимой для фотографа стала большеформатная камера, именно ее он использует при создании амбротипов. Последние два года активно работает в технике 19 века. Амбротипия – это так называемый мокрый коллодионный процесс, описанный в начале 1850 годов Фредериком Арчером и запатентованный  в 1854 года фотографом Джеймсом Каттингом. Особенность амбротипии в том, что это «ручной» способ обработки снимков, благодаря чему фотографии становятся объемными и чувственными. Результатом художественного процесса становится единственная стеклянная пластинка с фотографическим изображением. Правда, пока амбротип не покрыт лаком, он может использоваться для прямой печати.

Книга.jpg

Большая часть работы для художника-амбротиписта занимает подготовка к процессу съемки. Дальше все нужно делать предельно быстро. На создание одного снимка уходит около 10 минут, что обусловлено названием техники – мокроколлодионный процесс. Получить изображение можно только пока коллоидный раствор влажный. Стеклянные пластинки готовятся заранее под размер камеры. Пластинка вручную равномерно поливается раствором коллодия. Затем мокрое стекло опускается в ванную с нитратом серебра. Все это создает светочувствительный слой на пластине. После чего можно заряжать пластину в кассету и устанавливать в камеру. Проявлять необходимо сразу же, пока пластина мокрая. Проявка ведется при красном свете в темном помещении – необходимое количество проявителя опять же вручную наливается на пластину и распределяется по поверхности. После чего готовое изображение фиксируют лаком. Такой сложный процесс, по мнению Алексея Серебрякова, сполна оправдывает себя.

Гранат.jpg

–  Изображение в амбротпии объемное, как будто его можно потрогать руками. Например, я вижу какой-то объект, и понимаю, что в цифре он будет бедным, передать все грани и ощущения я смогу только при помощи амбротипии, – говорит Алексей Серебряков. – С точки зрения амбротиписта фотошоп на чистой фотографии и все попытки придать старину при помощи компьютерных программ выглядят беспомощно. Лучше достигать этих вещей при помощи коллодия вручную, и это гораздо интереснее. Коллоидный раствор дает ощущения на телесном уровне. Во время работы тебя даже может покачнуть, ты как будто «входишь» в изображение.

Помимо естественной красоты (глядя на такую фотографию, складывается впечатление, что пред тобой живой человек, замерший на мгновение), фотография, сделанная при помощи амбротипии не портится со временем. Не зря название техники обозначает «бессмертный отпечаток». При хорошем обращении со снимком он может храниться веками.

Дмитрий Островский.jpg

Сегодня, по мнению искусствоведа Светланы Ветровой, члена кураторской группы Soft Focus, которая занималась подготовкой выставки, амбротипия переживает расцвет. Несмотря на то, что в России пока только около 30 фотографов-амбротипистов, в мире это сообщество крепнет.

– Причина вероятно в том, что сейчас, когда мы чаще всего имеем дело с цифровыми продуктами, заменителями, суррогатными материалами, человеку важно возвращаться к тому, к чему можно прикоснуться, во что может быть вовлечен его чувственный опыт, – отмечает специалист.

По словам другого куратора выставки киноведа и культуролога Ольги Конфедерат, ускорение нашей жизни, и в том числе в мире искусства приводит к тому, что мы не извлекаем всей пользы и возможностей из различных процессов. Для нее выставка Алексея Серебрякова ценна тем, что челябинец сумел не просто вдохнуть жизнь в древнюю технику, но и выжать из нее максимум возможностей для искусства. 

– Темпера существовала порядка 400 лет, за это время все возможности, которые она могла дать для искусства, из нее получили. Потом лет 300-400 жила масляная живопись, из нее взяли все, что можно. Затем за сто лет получили все возможности от акрила. Амбротипия просуществовала всего 10 лет с момента создания, когда возник сухой коллодионный процесс, затем перешли к желатину и так далее. Мы не успев даже узнать, что та или иная техника может дать для искусства, уже переходим к другой, – рассуждает Ольга Конфедерат. – Сегодня мы возвращаемся к амбротипии, каждый кто знаком с ней скажет, что в этой технике есть столько параметров, сколько нет в цифре. И Алексей с честностью настоящего спортсмена, с мощью интеллектуального голода, сумел на 75-80 процентов извлечь из амбротипии то, что она может дать для искусства.

Двое на ходулях.jpg

За два года Алексей Серебряков создал более 300 работ. По словам челябинца, он не разделяет для себя спорт и искусство, и считает, что человек может и должен совершенствоваться в разных сферах. Чтобы уделять внимание и спорту и фотографии, Серебряков грамотно распределяет свой время, каждую свободную минуту посвящает тому, чтобы узнать что-то новое.

Директор Челябинского государственного музея изобразительных искусств Станислав Ткаченко:

 загруженное.jpg– Общение с Алексеем Серебряковым в его различных ипостасях продолжается несколько лет, нам показалось интересным то, что он делает в одной из самых редких техник фотографий. Почему мы выставляем его здесь в Александровском зале? Мы не часто показываем в наших залах фотографию, стараемся сделать акцент на художественную фотографию, которая близка к изобразительному искусству. То, что делает Алексей созвучно живописи. Место амбротипов определить сложно. На мой взгляд, это скорее живопись, чем графика. В то время как фотография все же ближе к графике. Еще одна причина того, что мы решились выставить работы Алексея Серебрякова кроется в личности самого автора. В Алексее сочетаются, на мой взгляд, несочетаемые вещи. Крайне редко можно увидеть человека, который профессионально занимается спортом, и в то же время обращается к такому эфемерному виду человеческой деятельности, каким является искусство.

Выставка современной арт-фотографии «Амбротипия. Алексей Серебряков» продлится до 26 ноября в Челябинском государственном музее изобразительных искусств в зале им. Е.В. Александрова по адресу: Пл. Революции, 1.




 

Поделиться

поделиться:

 

Теги : Челябинская область газета Губерния амбротипия фотовыставка искусство

Возврат к списку