Четверг, 28 Марта 2024

Кудрявых свиней до осени считают. Южноуральцы боятся, что каждую курицу и яблоню обложат налогами

28.07.2016 Корреспондент: Светлана Шлыкова Фото: Кирилл Бекетов

В Челябинской области, как и во всей стране, в самом разгаре сельскохозяйственная перепись. И, как и десять лет назад, этой нужной и важной кампании многие боятся. Особенно – в деревнях. Вместе со специалистами Челябинскстата корреспонденты «Губернии» провели один день с переписчиками в Кунашакском районе и выяснили, охотно ли открывают ворота своих дворов южноуральцы и чего боятся.

В Кунашакском районе работает 31 переписчик. Успели обойти уже 62 процента личных подсобных хозяйств. Каждому переписчику выделили по телефонной сим-карте, оплачивают транспорт, потому что не одну деревню надо объехать. Большинство передвигается на служебном транспорте, но есть и такие, кто на велосипеде или своей машине. Например, уполномоченный по сельхозпереписи Кунашакского района Флюра Махмутова гоняет на собственной «классике». Говорит, что права получила еще в восьмидесятых годах, с тех пор и за рулем. (По сельским дорогам за ней даже правительственный автомобиль представительского класса не мог угнаться.)

В деревне Карагайкуль из трех личных подсобных хозяйств, куда специалисты Челябинскстата решили завести журналистов, пустили только в одно. Остальные семьи побоялись огласки, но переписчика без свидетелей пригласили.

- Даже переписчиков многие сначала опасаются, а тут еще и пресса, - рассказала «Губернии» Луиза Габбасова, инструктор полевого уровня, курирующая работу переписчиков. – Жители вспоминают сталинские времена, когда каждая яблоня и каждая курица облагались налогом. В СССР было такое — яйца и яблоки сдавали государству, многие поэтому вырубали фруктовые сады. Есть на дереве плоды или нет, никого тогда не интересовало. Сейчас не так. Объясняем это. Во-первых, держите в личном подсобном хозяйстве хоть сколько голов скота — все ваше и никаких налогов. Во-вторых, перепись анонимная, никаких фамилий и адресов мы не указываем.

Сведения, содержащиеся в переписных листах, признаются конфиденциальными и не подлежат разглашению. Это значит, что перепись не приведет к увеличению налогообложения, ее данные будут использованы только для детальной характеристики сельскохозяйственного производства и оказания государственной поддержки отстающим. Перепись началась 1 июня, а закончится 15 августа. Пока никаких официальных данных нет, первые предварительные итоги не подвести. Тем не менее переписчики говорят, что по сравнению с прошлыми годами сельчане стали держать меньше сельскохозяйственных животных (тех, от которых можно получить молоко, яйца или мясо). Кошки с собаками не в счет — их и не считают.

- Сейчас в большинстве деревень живут дачники, они скот не держат, - отмечает переписчик Эльвира Камалитдинова, вместе с которой мы заходим во двор к другой Эльвире. - Раньше в каждом дворе была корова, да еще и не одна, не говоря уже о свиньях и птице. Сейчас все это редкость.

IMG_5336.JPG

Но в этот двор мы, как говорится, удачно зашли. Эльвира Юмагуина - мать пятерых детей. Взрослые дочки уже замужем, трех внуков родителям подарили, а младшие помогают в хозяйстве. Денис, муж Эльвиры, сейчас на работе – он пастух, а сама хозяйка торопится на сенокос. Надо заготовить корм для своих животных.

- Коровы, лошади, гуси и куры – все у нас есть, - улыбается Эльвира. – Как же без них, семья-то у нас большая. Сколько, спрашиваете, гусей? Десять. Вот они во дворе гуляют.

Переписчикам самим никого считать нельзя. Они только записывают со слов хозяев. Когда уходим со двора, Эльвира Камалитдинова вздыхает:
- Карагайкуль — богатая деревня. Ее жители по сравнению с жителями других деревень держат много животных…
- …Да только дорого их содержание обходится, - вступает в разговор инструктор Луиза Габбасова, которая живет в поселке Куяш. – Мы вот держим сейчас 50 бройлеров. Хотели еще гусей взять, но передумали.

Луиза рассказывает, что купила месячных бройлеров по 151 рублю. Надо их месяц еще держать и кормить. А корм дорогой. Каждую неделю покупают его на полторы тысячи рублей, правда, еще и овец им же кормят. Если купить мясо птицы в магазине, будет дешевле. Но сельчане не могут есть покупное мясо. Вот и дочь Луизы, что живет сейчас в Челябинске, предпочитает только свое, домашнее.

Отправляемся в другое село – Каинкуль. Пока едем в машине, рассказываю, что нам в редакцию часто приходят письма от читателей, которые жалуются, что только в городах живется нормально, а в деревнях хорошо только дачникам отдыхать. А так - безработица, пьянство... Неужели это правда, спрашиваю. Отвечают, что, к сожалению, да. Все, кто помоложе и помобильнее, в город уезжают.

Остальные, если не работают, пьют. В советское время за тунеядство наказывали, а сейчас работы в деревнях нет... На нет и суда нет...
Однако и работяг тоже хватает. Таких, к примеру, как 75-летняя Люзя Шадыева и ее сыновья. Судите сами: в их хозяйстве две коровы, телята, лошадь, свиньи, овцы, куры, индоутки, фазаны, павлины и страусы.

IMG_5299.JPG

- Все для души держим, для себя и родственников, ничего не продаем, - улыбается хозяйка и рассказывает, как завела экзотических птиц. - Одиннадцать лет назад умер мой муж. А мы с ним мечтали держать страусов. Как-то по телевизору услышала фразу: «У кого есть цель в жизни, живет долго». Вот и решила осуществить мечту. Купила страусят три года назад в Башкирии. Надо обязательно брать мальчика и двух девочек. Так они живут 70 лет. Моим пока два и три года. Яйца еще не несут, ждем вот, хочется попробовать.

Муж Люзи был военным. В последние годы работал в ЧВВАКУШе, там и жили. Два сына тоже бредили небом, но судьба — обоих списали по состоянию здоровья. Сама Люзя 30 лет проработала медсестрой. В Каинкуль переехали в 1991 году. Муж был рыбаком и охотником — место понравилось. На пустом месте построили дом.

- А гуси и козы у вас есть? – интересуемся.
- Коз нет, но хочу завести. Из-за сыра. А гуси есть, конечно. Как не держать гусей, если рядом озеро и болото? Скажут еще, что ленивая, - смеется хозяйка и зовет нас пройти за ней. Но показывает не гусей, а… кудрявых, как овцы, свиней.
- Это венгерская мангалица, - рассказывает. - Почитала про таких свиней в интернете. Написано, что ходят и пасутся сами, а потом домой приходят, как коровы. Но мы своих не отпускаем гулять.

Кстати, Сабир, сын Люзи, рассказал, что в деревне сейчас нет пастуха. Табун (без свиней, конечно) пасут сами жители по очереди. На прощание подарил всем по павлиньему перу. На память. О таких хозяевах – работящих, любящих землю и сельское хозяйство – хочется помнить всегда.

- Одна из задач переписи – собрать наиболее полную информацию по личным подсобным хозяйствам населения, ведь на долю малых форм хозяйствования по отдельным видам сельскохозяйственного производства приходится до сорока процентов, - подводит итог нашего путешествия в Кунашакский район специалист Челябинскстата по информационно-разъяснительной работе по ВСХП 2016  года Галина Маркина. – В то же время данных об этой категории недостаточно. Если сведения о сельскохозяйственных организациях и крестьянских хозяйствах формируются на основе текущей статистики, то сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения в межпереписной период изучается выборочно и составляет 0,01 процента от общего числа. Кроме того, в программу переписных листов включены вопросы, которые вообще не изучаются текущей статистикой, например, связанные с инфраструктурой, применяемыми техническими средствами, услугами, которыми пользуется население для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Важно, что результаты первой переписи стали основой для подготовки первой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы. В неё вошли и две подпрограммы — по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм. По результатам переписи 2016 года также будут формироваться перспективные планы государства по развитию сельского хозяйства, в том числе и по поддержке личных подсобных хозяйств. 

Кстати, по словам руководителя Челябинскстата Ольги Лосевой, перепись личных подсобных хозяйств в нашей области ведется с опережением графика. Высокий уровень организации этой кампании отмечают в Озерском и Миасском городских округах, Еманжелинском и Коркинском районах.

Сельхозорганизации, фермерские и крестьянские хозяйства тоже стали объектами переписной кампании. О том, как живется сейчас фермерам, рассказал «Губернии» Рашит Сайфутдинов из Кунашака, в хозяйстве которого 250 овец, 40 коров и 500 гектаров земли - 400 засеял в этом году гречихой, 60 - пшеницей, 40 – овсом:
- Есть проблемы, спрашиваете? А как же! Вынужден наравне с фермерством заниматься металлоконструкциями, у меня такая фирма. Когда занимался только ими, по два раза в год отдыхать за границу ездил. Занялся крестьянским хозяйством - есть и спать перестал, все думаю, где бы денег достать. Пока только вкладываю, вкладываю, вкладываю. На получение гранта не успел подать заявку. Надо, чтобы менее двух лет фермерскому хозяйству было, а моему уже чуть больше. Говорят, дотации какие-то на гектар земли дают, так у меня бухгалтера нет, а самому считать некогда. Да и пороги обивать тоже некогда - надо работать. Сейчас вот на комбайн кредит оформил, надо начинать уборку, а не могу — банк не одобряет. Какие-то бумажки сверяет, что-то требует. Все так сложно. А я сельским хозяйством с 2000 года занимаюсь, душа к нему лежит, еще в совхозе работал трактористом. Была бы хоть какая-то помощь, было бы лучше.


Фоторепортаж смотрите здесь.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
17:19 Правительство Челябинской области ищет инвестора для преобразования элеватора в центре Челябинска

Об этом рассказала главный градостроитель областного центра Ольга Никитина, отвечая на вопросы журналистов. По ее словам, есть планы включить здание элеватора в программу комплексного развития территорий, однако пока все остается на этапе поиска заинтересованного инвестора.

15:57 С 1 июля многодетные семьи Южного Урала будут получать выплату на покупку школьной формы

В этом году на каждого ребенка-школьника многодетные семьи получат по десять тысяч рублей. На выплату могут рассчитывать семьи, у которых среднедушевой доход не выше двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения. В Челябинской области эта сумма в 2024-м равна 31 128 рублям.

14:54 Челябинская область приняла новый пакет мер поддержки участников СВО и их семей

Расширена категория получателей региональных выплат среди участников спецоперации. Теперь региональные выплаты будут получать южноуральцы, которые были мобилизованы или ушли служить по контракту из других регионов России. А областная выплата в случае гибели на фронте теперь распространяется и на тех, кто участвовал в спецоперации в составе частных военных организаций. Также закон дополнен новыми мерами.

Возврат к списку